Мы приглашаем
Подписаться на новости
Новости
Нововведения в законодательстве об инвалидах в 2016 году02 февраля 2016, вт Специалист ПКО ВОИ Роза Федоровна Аксиленко информирует об изменениях в законодательстве об инвалидах: 1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности Закон дополнен статьей 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности». Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. 2. Введение понятия «абилитация инвалидов» В Закон вводится новое понятие «абилитация инвалидов» (статья 9 Закона). Если реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, то абилитация инвалидов – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов. 3. Появление индивидуальной программы абилитации инвалида Претерпела изменения и ст. 11 Закона. Ранее она рассматривала вопросы индивидуальной программы реабилитации инвалида. В новой редакции ст. 11 Закона регулирует вопросы реабилитации или абилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. 4. Развитие доступной среды Статья 15 Закона «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» изложена в новой редакции. Из Закона убрано понятие «минимальные потребности инвалидов», так конкретно не сформулированное не на федеральном, не на региональном уровнях власти, однако оставлено положение о согласовании с общественном объединением инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Обращаем Ваше внимание на то, что положения части первой статьи 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Далее приведена статья 15 Закона в полном объеме. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 5. Оборудование жилого помещения специальными средствами и приспособлениями Заглавие ст. 17 Закона изменилось. В новой редакции оно звучит «Обеспечение инвалидов жильем». Суть ее осталась та же. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Изменения заключаются в том, что жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей-инвалидов, являющихся сиротами, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни. 6. Формирование федерального реестра инвалидов Закон дополнен ст. 5.1 «Федеральный реестр инвалидов». В Российской Федерации устанавливается единая система учета инвалидов. Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и иных мерах социальной защиты. Также внесены изменения в ряд законодательных и нормативных актов: 1. В Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 805 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом». 2. В Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н. "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" 3. Во вторую часть Налогового кодекса РФ (подпункт 4 пункта 1 статьи 218). В 2016 года возрастет размер налогового вычета на ребенка-инвалида. Величина вычета станет зависеть от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида. Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в размере 12 000 рублей на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Размер вычета у приемного родителя, опекуна, попечителя, жены или мужа приемного родителя – 6 тыс. руб. 4. В Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ. Согласно ФЗ от 28.11.2015 N 348-ФЗ средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены семьями, имеющими детей-инвалидов, на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации таких детей и их интеграции в общество. Установлено, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала на указанные цели, не дожидаясь исполнения ребенку, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, возраста трех лет. 5. В Градостроительный кодекс Российской Федерации (в статьи 48 и 51). Более подробную информацию Вы найдете в февральском номере газеты «Здравствуй!» за 2016 год. |