Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ



Наши контакты

Новости

RSS
Фотография к материалу: В г. Чусовой инвалиды вместе со СМИ провели рейд по городу

В г. Чусовой инвалиды вместе со СМИ провели рейд по городу

19 июня 2014, чт

Член правления Чусовской организации ВОИ, инвалид-колясочник Наталья Хусаинова предложила провести рейд «Чиновник в коляске», чтобы представители властных структур испытали на себе все «прелести» наших пешеходных дорог. Но в коляску сели журналисты газеты «Чусовской рабочий».
 

С коляски видно всё, ты так и знай
В солнечный день в назначенное время возле крупного магазина меня ожидали коляска, Наталья, её гражданский муж Александр и председатель Чусовского отделения Всероссийского общества инвалидов Алексей Пивоваров.
Вначале - краткий инструктаж по использованию транспортного средства передвижения. Признаюсь сразу, впервые усаживаться в инвалидную коляску - не самое приятное дело. Ведь даже чётко осознавая, что это просто эксперимент, сложно преодолеть некий внутренний барьер, сформированный на подсознательном уровне из годами воспитанного отношения к инвалидам: «не такие, как мы». Если бы не приветливо улыбающаяся Наталья, магнетизирующая и умиротворяющая своей положительной энергией, я бы, наверное,запаниковала и «сдала» назад.
Моё новое транспортное средство складной конструкции. И с первого взгляда, и при более пристальном наблюдении кажется очень ненадёжным. «Ну почему передние колёса такого малого диаметра? - бьётся в голове вопрос. - Они меня не выдержат, и я перевернусь».
Усаживаюсь на сиденье коляски и сразу чувствую жёсткие «рёбра» конструкции. Устанавливаю ноги на подножку. Неудобно. Понимаю, что каждое кресло нужно «подгонять» под индивидуальный размер.
Наталья рассказывает, какие рычаги за что отвечают. Я, в свою очередь, честно пытаюсь всё запомнить. Легко проехав метр, «почувствовав» коляску, меня охватывает радость, начинаю лихо разворачиваться, но поскольку тротуар перед магазином неровный, каменистый, тут же заваливаюсь влево. Александр, стоящий за мной, вовремя приводит коляску в равновесие.
- Он будет тебя подстраховывать, - говорит Наталья.
Не доступная среда, а бутафория
Мы не случайно выбрали местом для старта нашей поездки именно этот магазин «Монетка». Всё дело в том, что универмаг оборудован пандусом, но по нему без труда не поднимется даже здоровый человек. У наклонной плоскости «нос» «глядит вверх» под углом в 45 градусов. Невозможно людям с ограниченными возможностями здоровья подняться по пандусу без посторонней помощи, очень сложно и мамам с детскими колясками.
Дальнейший путь лежит через дорогу. Сразу за проезжей частью лестница из трёх широких ступеней. Когда-то здесь были установлены металлические рельсы. Теперь их нет. Обогнуть лесенку можно. Что для этого надо сделать? Проехать несколько метров по дороге навстречу автомобильному потоку. Затем по достаточно пологому наклону спуститься практически до тротуара. И тут выяснить, что спуск резко обрывается. Инвалидная коляска не сможет спрыгнуть на тротуар с высоты порядка 15 сантиметров. Визуально оценив предложенный путь, отказываемся от него и двигаемся дворами до следующей торговой точки.
Предприниматель магазина «Катюша», как рассказала Наталья, откликнулся на предложение сделать доступным вход для маломобильных граждан в свою торговую точку. Здесь с недавних пор оборудован пандус.
- А теперь попробуй на него въехать, - советует Наталья.
Я не сразу догадалась, где скрыт подвох. Угол подъёма пандуса невысок, есть перила. Я подъехала и попыталась подняться. Не получается! Не знаю, каким требованиям соответствует этот пандус, но явно не ГОСТу. С превеликим трудом взгромоздившись наверх, я застыла у входных дверей, потому что очутилась перед новой преградой в виде высокой ступеньки и настолько узкого входа, что проехать на инвалидной коляске не представляется возможным. Даю задний ход, съезжаю. Но это опасно - мой транспорт грозит перевернуться, и я попаду затылком в железный мусорный бачок, «услужливо» стоящий рядом. Как хорошо, что меня подстраховывает Александр!
Съехать на тротуар с площадки перед магазином тоже невозможно: мешает разница в уровнях поверхностей. Казалось бы, всего несколько сантиметров! Я пробую спуститься, но передние колёса малы, и коляска предательски начинает падать вперёд. И опять надёжные руки стоящего сзади Александра крепко удерживают транспорт от неминуемого падения.
Нужен тест на удобство
Не буду утомлять читателей подробным описанием трудностей поездки. Когда идёшь по тротуару, не замечаешь насколько они неровные, лежат словно волнами. Из-за этого моя коляска клонилась то вправо, то влево. А как много в тротуарах трещин, грубых стыков старого и нового асфальтового покрытия!
Пешеходные переходы в редких случаях оборудованы плавным спуском. Но даже если он есть, то напротив него расположен высокий поребрик. Если на велосипеде его можно легко перепрыгнуть, то для коляски он становится непреодолимым препятствием, и на тротуар через дорогу забраться я не могла.
Магазины, аптеки, кинотеатры - въезды, которыми они оборудованы, неудобны и сооружены так, что становятся очередной преградой. Для кого сделаны узкие пандусы? Для какой «галочки» нужен подъём в торговую точку, если он практически слился со стеной, а коляской управлять одной рукой невозможно? А для чего подъём, преодолев который, я очутилась лицом к лицу с... бетонной урной. С великим трудом объехав её, встала перед новыми ступеньками.
«Недееспособные» пандусы - болезнь любых объектов. Как ранее выстроенных, так и отстроенных сейчас. Если инвалид не может въехать на пандус, значит, не были соблюдены технические требования. Если «срезали» поребрик, а затем засыпали его так, что получился скос под большим углом, на котором можно опрокинуться назад на проезжую часть - значит, и здесь не соблюдены требования.
Мне кажется, что если на приёмке объектов не будет присутствовать сам человек с ограниченными возможностями здоровья, дело вряд ли сдвинется с мёртвой точки. И организация безбарьерной среды так и останется показным делом.
Прокати меня, автобус
Самая сложная проблема для инвалидов-колясочников - перемещение в общественном транспорте. В автобусы он самостоятельно не зайдёт, необходима помощь других людей. Кстати, в нашем городе я ни разу не видела,чтобы инвалид-колясочник пользовался общественным транспортом.
Разговоры о приобретении низкопольных автобусов или более удобных средств передвижения ведутся не первый год.
- Но руководство ОАО «Чусовское АТП» никак не хочет приобретать такой вид транспорта, - поясняет Наталья, - а я думаю, что один такой автобус необходим городу. По времени его можно пускать по разным маршрутам, и люди, проживающие на Лисиках или на станции, приспосабливались бы ко времени его прибытия. Слова о том, что низкопольный автобус дорог - неправда, я сама изучала прайс-листы заводов-изготовителей из Удмуртии, по стоимости они равны большому пассажирскому автобусу.
Такси тоже не самый доступный вид транспорта для инвалидов. И не только из-за высокой стоимости билета. Хорошо, если инвалид самостоятельно сможет пересесть из своего кресла в машину, а добрый таксист сложит коляску и уберёт её в багажник. Но так бывает редко. Как правило, человек с ограниченными возможностями получает от водителя машины отказ.
- Пробовала на своей коляске проехать из новой части города в старую, - рассказывает Наталья, - но преодолеть этот путь невозможно!
Изменения есть, но...
Два года назад Наталья взяла «на заметку» этот маршрут от магазина «Монетка» до перекрёстка. Поэтому я поинтересовалась, произошли ли изменения на этом пути?
- Единственный плюс - универсам «Семья» стал доступным как для нас, так и для мам с детскими колясками, - сравнивает девушка, - руководство этого магазина пошло нам навстречу и изменило входную группу. А тротуары, поребрики, пандусы - всё это осталось без изменений либо ещё больше порушилось. В новый построенный магазин нам не попасть, это ты сама испытала на себе, также не заехать в «Катюшу», хотя этот предприниматель и организовал спуск. Замечу, что о перекрёстке главных улиц мы давно ведём разговоры на Общественном совете при главе города. Давно ставим вопрос об организации в этом месте звукового сопровождения на светофорах, удобных скатах и дорожках. Но пока явных перемен в этом не произошло.
Среда — для всех нас
Говорить о милосердии, взаимопонимании, помощи людям с ограниченными возможностями здоровья - важно. Но надо понимать, что, организуя доступную среду, мы делаем это не только для инвалидов, но ещё и для мам с колясками, пожилых людей. Мы делаем это для самих себя. Если человек молод, полон сил и энергии, это не означает, что он никогда не окажется в инвалидном кресле. Автомобильная авария, последствия перенесённого гриппа, преклонный возраст - всё это может привести к серьёзным заболеваниям, включая проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
В широком смысле безбарьерная среда создаёт наиболее лёгкие и безопасные условия для большого числа людей. Например, плавным спуском или съездом, а также правильно установленным пандусом пользуются все. Я сама часто предпочитаю подниматься или спускаться по наклонной поверхности, так как это удобно, менее энергозатратно. Поручни нужны пожилым и полным людям, детям, беременным женщинам. Большинство даже самых мобильных граждан, особенно в непогоду или гололёд, предпочтёт пользоваться лестницами, оборудованными поручнями.
Да, практика отечественного градостроительства и проектирования, организация транспортного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей среды обитания для инвалидов. Сейчас она меняется. Но очень медленно, с огромным скрипом. А вот если бы предприниматель, чиновник, законотворец проехал по своему маршруту на инвалидной коляске хоть раз, то после этого наш мир стал бы намного доступнее.

Ездила в коляске автор материала Наталья Бороздина
На фото: Наталья Хусаинова
Источник: газета «Чусовской рабочий» http://chrgazeta.ru
 


Добавить комментарий